Пий IX

Пий IX (в миру - Джованни Мария Мастаи-Ферретти) (13.05.1792 - 07.02.1878 гг.) - папа Римский с 16 июня 1846 г.

По рождению аристократ, сын графа, Дж. Мастаи-Ферретти обучался в 1802-1809 гг. в колледже в Вольтерре, где получил классическое образование, которое продолжил в Риме занятиями философии и теологии, прервав их в 1810-1814 гг. в связи с захватом Папского государства Францией. Закончив образование в 1818 г., в следующем году он был рукоположен в священники. Несколько лет был духовным руководителем приюта для сирот в Риме, а в 1823-1825 гг. направлен помощником дипломатической миссии в Чили.

По возвращении в Рим он был назначен каноником церкви Санта Мария в Риме и директором госпиталя Сан Микеле. Папа Лев XII назначил его епископом Сполето (1827 г.), папа Григорий XVI — епископом Имолы (1832 г.), а в 1840 г. возвел в достоинство кардинала. В то время он был известен своими либеральными взглядами и заслужил любовь и уважение своей паствы. Его избрание папой в 1846 г. было воспринято с восторгом, тем более что его первым актом стала амнистия для всех политических заключенных в Папском государстве (ок. 13 тыс. человек).



Понтификат Пия IX, самый длинный в истории папства (длился 32 года), имел переломное значение как в политическом аспекте, так и с точки зрения католического вероучения.

После первых либеральных реформ, в числе которых были закон о печати, учреждение Государственной Консульты и образование совета министров, создание гражданской гвардии, строительство первой в Папском государстве железной дороги, разрешение газового освещения улиц в Риме и др., Пий IX стал воплощением устремлений неогвельфов, сторонников создания федерации Итальянских государств во главе с папой. Однако в охваченной революционным брожением Европе проведенных им реформ оказалось недостаточно.

Несмотря на то, что 14 марта 1848 г. Пий IX обнародовал конституцию, в Риме усиливались волнения и уже осенью того же года он был вынужден покинуть Рим, где была создана республика. Пий IX обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполитанскому королевству и вернулся в Рим после того, как восстание было подавлено силами французских (при участии испанских и неаполитанских) войск, объявленный революционерами предателем родины.

Процесс объединения Италии сопровождался распространением на все итальянские государства анти-церковного законодательства, принятого в Пьемонте в 1850-е — нач. 1860-х гг. Пий IX занял по отношению к либеральной политике Пьемонта жесткую отрицательную позицию и в 1864 г. опубликовал энциклику «Quanta сига», к которой был приложен «Силлабус», перечислявший те явления современности, которые Пий IX объявил главными заблуждениями своего времени, в их числе рационализм, индифферентизм, либерализм, социализм и т. д.

В 1870 г. к Итальянскому королевству было насильственным образом присоединено и Папское государство. Светская власть папы была ликвидирована. Пий IX отказался признать новое государство и объявил себя пленником в Ватиканском дворце, больше не покинув его до самой смерти. Свободное осуществление его функций было гарантировано в одностороннем порядке итальянским правительством в т. н. «законе о гарантиях», согласно которому Ватиканские дворцы передавались в его пользование и предполагалась выплата ему ежегодно некоторой денежной суммы. В ответ на потерю светской власти Пий IX провозгласил формулу «поп expedit» («не уместно»), означавшую запрет для католиков каким-либо образом участвовать в политической жизни Итальянского государства.

Наряду с этим Пию IX пришлось столкнуться с тем ударом по правам и привилегиям католической церкви, который был нанесен во 2-й пол. 19 века и во многих других странах — в Вюртемберге, Колумбии, Мексике и даже в России, где после польского восстания 1863 г. католическое духовенство подверглось серьезным репрессиям, что привело в 1866 г. к разрыву отношений России со Святым престолом. Но наиболее острую форму борьба с правами церкви получила во вновь образованной (в 1871 г.) Германской империи. Хотя эта борьба, получившая в истории название «Культуркампф», закончилась в сущности победой церкви, восстановившей почти полностью свое положение в стране, Пий IX этого уже не увидел.

В попытках сохранить в чистоте и укрепить католическое вероучение, а также повысить авторитет папской власти Пий IX внес существенный вклад в разработку догматов католической церкви.

В 1854 г. он после консультаций с большинством епископов возвел в догму учение о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1869 г. созвал Первый Ватиканский собор. 18 июля 1870 г. на Соборе была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»), главным содержанием которой стало введение в догму принципа «безошибочности папы» в тех случаях, когда он «с кафедры» высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Однако принятие этого догмата вызвало раскол в среде самого католического духовенства. Епископы, не согласные с этим догматом, покинули заседания Собора раньше, чем состоялось голосование, чтобы не принимать в нем участия. Богословская оппозиция решениям Собора привела к созданию Старо-католической церкви.