В религии индусов присутствуют восемь символических предметов - аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль...Но со временем набор таких знаков и символов менялся.

Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и символику. Набор их всех предметов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.


Раковина

(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в  морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон  сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента — крупного рожка. Поэтому, образ  шанкхи в буддизме - символ призыва реализовать при жизни заветы Будды.

Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.


Бесконечный узел

(Шриватса) Другое название -  тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».

Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ - клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.


Две рыбы

В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии — Гангом и Ямуной. В современной трактовке - с глазами Будды.

В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой — океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода — родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы — значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет - символ победы.

В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.


Лотос

(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос — распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму -  основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.

В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле.  Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.


Зонт

Сакральный зонт в индуизме является одним из атрибутов Варуны — бога мировых вод и хранителя справедливости. Изображение чхатра можно увидеть рядом и с другими индийскими божествами.

Зонт чхатра в Индии является символом царской власти. В европейской культуре ему соответствует балдахин. По одной из версий существует связь между формой чхатра и шляпками грибов, которые используются в традиционной тибетской медицине. Вместе с тем зонт чхатра олицетворяет защиту от неблагоприятных высших сил. Вспомните об этой символике, преподнося сувенир в виде зонтика.


Драгоценный сосуд

Символ Драгоценный сосуд в буддизме(Бумпа) Сосуд изображается в виде кувшина с крышкой, украшенного лентами. При изготовление кувшинов, такая лента превращается в орнамент. На рисунках, сверху крышки изображают кристалл, символизирующий драгоценность.

Одно из воплощений Будды - Амитабха, часто изображен с «драгоценным сосудом», внутри которого находится эликсир бессмертия. Поэтому и возникло символическое значение сосуда - пожелание долгих лет жизни. По другой трактовке внутри сосуда находятся неисчерпаемые драгоценности, но которые не следует воспринимать, как материальные блага, это скорее сокровища души, которая готова щедро делиться своими дарами с окружающим миром.

В искусстве Фэн-шуй ваза в доме увеличивает духовное и материальное богатство, защищает помещение от неблагоприятных информационных воздействий.


Колесо дхармы

(Дхармачакра) На флаге Индии изображено колесо. Такие же колеса, с шестью или восемью спицами расположены в старинных индийских храмах. В философии буддизма такой символ означает непрекращающейся круговорот сансары — рождений и смертей, в котором душа человека ищет освобождения. Само слово «дхарма» произошло от санскритского dhar («поддерживать») и в широком смысле обозначает веру, религию, которые помогают совершать правильные действия, поддерживаемые моральным законом жизни. Восемь спиц дхармачакры это составляющие пути, которым надо следовать, чтобы избавиться от страданий и обрести душевный покой.

Человек, стремящийся к такому состоянию должен изменить свои мысли и устремления, поведение и образ жизни. Он должен научиться сосредотачиваться, правильно думать и верно излагать свои мысли. Тогда он станет свободным и избавится от кармы — груза неправильных действий, совершенных в предыдущих поколениях. В индийской иконографии в виде круга, похожего на колесо, изображается и бхавачакра. Этот символ близок к дхармачакре — все тоже вечно вращающееся «колесо жизни». Подарок в виде стилизованного изображения такого «колеса» будет говорить о желании изменить жизнь к лучшему, сделать ее более светлой и одухотворенной. Это пожелание избавиться от нплохих мыслей и обрести духовную свободу.


Знамя победы

(Дхваджа) Символические изображения таких знамен можно увидеть на крышах знаменитого дворца Потала в Лхасе. Эти скульптурные украшения имеют вид маленьких башенок. На обычные знамена, принятые в европейской культуре, дхваджа совсем не похожи. Скорее они напоминают балдахин или штандарт со свисающими лентами из красного, желтого, зеленого и синего шелка. Считается, что именно такой штандарт украшает мифическую гору Меру, которая в буддийской и индуистской космологии является центром мира. С помощью ее главной вершины Мандары боги во главе с Брахмой и Вишну взбивали, как мутовкой, мировой океан, чтобы получить амриту — эликсир бессмертия.

В древности штандарты с лентами использовали в военных стычках индусы. В буддизме «знамя победы» входит в восемь символических предметов, которые были дарованы принцу Гаутаме. Дхваджу следует воспринимать, как победу принца над искушениями, которые насылало на Будду злое божество Маара. В такой трактовке сувенир «знамя победы» означает торжество духа, неоспоримую победу над соблазнами жизни.