Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы.

Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» — проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера — от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков — нэцукэси.

Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени.

По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные — в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена — Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII—XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще — о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки.

Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и  тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы.

Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

 

Актер с маской


В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.


Аматерасу


Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле — брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили.

Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу — покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.


Амитабха


Одно из воплощений Будды. В переводе с санскрита Amitabha — «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой.

Считается, что у Амитабхи был реальный прототип — царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» — поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.


Архат


Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни.

Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон — символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

 

Баку


В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост.

Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.

 

Бендзайтен

 

Японская богиня счастья. Она является властительницей вод, ее речь течет плавно и музыкально, словно река. Не случайно Бендзайтен является покровительницей музыки и красноречия. Она часто изображается играющей на биве (японской мандолине) или на священной лютне. С образом Бендзайтен очень часто связана драгоценность, которая исполняет желания. По одной версии, это украшение из нефрита, по другой — жемчужина. Имя богини Бендзайтен стало в Японии нарицательным. Так часто называют красивых женщин.

Начиная с периода Камакура (1192-1333) в буддистских и синтоистских храмах Японии стали появляться созданные художниками фигуры прекрасных женщин. Чаще всего это были образы именно Бендзайтен, воплощенные в камне или дереве. В наши дни эта богиня продолжает оставаться покровительницей детей, музыкантов, танцоров, певцов и поэтов.


Бисямонтен


Один из семи японских богов счастья. Иногда его называют Тамонтеном. Его атрибуты — доспехи, шлем, меч или копье. Иногда в руке Бисямонтен держит маленькую пагоду. Так он подчеркивает свою роль защитника религиозных святынь.

В индуизме прототипом Бисямонтена является небесный посланник Вайшравана. В Японии Бисямонтена особо почитали в период Хэй-ан (794-1185), когда шла борьба за освоение крупнейшего острова на севере Японии — Хонсю. В японской мифологии образ Бисямонтена часто сливается с образом Хатимана — бога войны в религии синто, который помогает воинам во время сражений. В широком смысле Бисямонтен — покровитель всех военных, сражающихся за правое дело.

 

Будда


В переводе с санскрита слово «будда» означает «пробудившийся». В каком-то смысле в христианстве ему соответствует образ святого. В широком смысле в рамках одной из главных мировых религий — буддизма — буддой называют человека, достигшего нирваны — состояния высшего просветления (бодхи). Кстати, буддисты считают, что нирвана доступна не только людям, но и любым существам этого мира. Когда говорят о Будде, чаще всего подразумевают принца из рода Шакья — Сиддхартху Гаутаму. Именно он стал основоположником буддизма и именно его чаще всего изображают в виде человека с длинными мочками ушей, сидящего со скрещенными ногами в позе «лотоса».

Однако буддисты не считают Гаутаму ни первым, ни последним буддой. В их представлении такие просветленные люди появлялись и будут появляться на Земле. Например, имя следующего, грядущего будды — Майтрейя. Фигурка будды является прекрасным подарком для людей, которые стремятся к внутренней гармонии, к миру с самим собой и окружающей действительностью.


Гама Сэннин


Странствующий монах-отшельник, проповедник философии даосизма, лекарь и продавец лекарств, ставший сэннином и достигший бессмертия. Этого легендарного персонажа обычно изображают бородатым стариком. Единственная его одежда представляет собой накидку из листьев; в руках он держит посох и тыкву-горлянку.

Старинные предания рассказывают, что секрет бессмертия Гама получил от огромной жабы, которая часто является его спутником. Некоторые нэцкэ изображают Гама-сэннина с этой жабой за плечами или держащим ее на руках. По легенде Гама-сэннин может превращаться в змею или в жабу; он способен изменить свою кожу, став снова молодым. Поскольку в японской мифологии жаба является символом богатства, бескорыстный врачеватель Гама-сэннин стал восприниматься как божество, дарующее не только здоровье и долголетие, но и материальные блага.

 

Гуань Юй


Небесный покровитель воинов в Древнем Китае, который имел вполне земного прототипа, жившего во II в. н. э. Как это часто бывает, образ бесстрашного воина в народном сознании постепенно превратился в символ универсального заступника. Легенды приписывали Гуань Юю способность вызывать во время засухи дождь, останавливать наводнения, усмирять демонов и ограждать людей от болезней. Говорят, что он может появиться у постели больного и вложить в руку страждущего волшебные исцеляющие золотые пилюли.

Гуань Юй почитался не только на территории Китая. Образ праведного и бесстрашного воина был популярен также в Корее, Монголии, Тибете. Отразился этот культ и в искусстве нэцкэ.


Дайкоку


Японское божество богатства и изобилия, страж домашнего очага. Его обычно изображают с мешком богатства, который в западноевропейской мифологии соответствует рогу изобилия. Другой атрибут Дайкоку — колотушка, каждый удар которой исполняет желание, загаданное детьми. Легенды рассказывают, что когда Дайкоку трясет колотушкой, из воздуха сыплются монетки. На колотушке или на поясе Дайкоку нередко изображают совершенный буддистский алмаз, который наподобие магического шара наделяет своего владельца даром предвидения. Дайкоку не жадина и не скопидом. Его образ говорит о духовном богатстве.

Существуют нэцкэ Дайкоку, на мешке которого начертаны строчки из трактата Лао Цзы: «Доведи красоту души до совершенства, тогда богатство и удача сами потекут к тебе, и тебе останется только вкушать их плоды». Легенда рассказывает — однажды боги-завистники послали к Дайкоку демона Широ. Его с помощью ветки падуба прогнала крыса. Поэтому часто на мешке Дайкоку сидят крысы. Они его верные слуги. В Японии статуи Дайкоку часто можно увидеть перед храмами. Японцы верят, что если потереть ладони этого божества, это принесет счастье и удачу. Такой обряд можно совершить и с помощью нэцкэ.


Даосский монах


О пути Дао впервые заговорил китайский мудрец Лао-цзы. Он жил примерно в то же время, что и основатель буддизма принц Гаутама — вVII в.дон.э. Лао-цзы утверждал, что все сущее движется неизъяснимым путем Дао. Природа живет этим законом, и чем больше человек вмешивается в природное равновесие, тем больше он удаляется от гармонии. Мудрецы, постигшие законы этого пути и следующие великой дорогой жизни, не только достигают блаженства, но и обладают разнообразными магическими умениями и качествами. В частности, считалось, что постигшие Дао монахи становились сэннинами — бессмертными.

Даосы занимались особой гимнастикой дао инь, имитируя движения различных животных — тигра, аиста, оленя, обезьяны. С помощью дыхательных упражнений они накапливали в теле особую энергию ци. В китайской и японской иконографии даосов часто изображали в виде странствующих монахов. Их обычные атрибуты — посох и накидка. Фигурка даоса является талисманом для путников, ученых и людей, занятых духовными поисками.