Лев XIII (Leo XIII, в миру — Винченцо Джоакино Печчи) (02.03. 1810-20.07.1903 гг.) — папа Римский с 20 февраля 1878 г.

Дж. Печчи происходил из богатой семьи римских аристократов. Получил образование в колледже иезуитов в Витербо, а затем в Романском колледже в Риме. Он был необычайно способным и разносторонне образованным человеком. Помимо философии, теологии и права, он обладал блестящим знанием филологии и сам писал стихи на латыни. В 1832 г. поступил в Римский университет. В 1837 г. принял сан священника. Папа Григорий XVI назначил его в 1838 г. легатом в Беневенто, а в 1841 г. администратором Перуджи по мирским делам.

 

В 1843 г. он был направлен нунцием в Брюссель, однако, попытавшись вмешаться в различные религиозные вопросы внутренней жизни Бельгии, в т. ч. в вопросы образования, вызвал неудовольствие короля Леопольда II и был отозван в Рим. В 1846 г. Дж. Печчи был назначен епископом Перуджи, и этот пост он занимал в течение 32 лет. Уже в документах того периода он начал развивать концепции, которые станут в будущем основой его социальной доктрины. В 1853 г. он был возведен в достоинство кардинала, но держался вдали от Римской курии. Во время Первого Ватиканского собора принял активное участие в совещаниях. В 1877 г. был назначен кардиналом-камерленго, или управляющим папским имуществом. После смерти Пия IX он был избран Папой во время краткого конклава, длившегося всего два дня.



Лев XIII вступил на папский престол в весьма сложное для Католической церкви время. Папское государство было ликвидировано всего восемь лет назад, в Германии была в разгаре политика « Культуркампф », отношения с Россией были разорваны после польского восстания 1863 г., во Франции были проведены антиклерикальные законы. Хотя Лев XIII, как и его предшественник, был противником либерализма, рационализма, масонства и социализма, однако он понимал необходимость по-новому осмыслить проблемы взаимоотношений церкви и современного ему общества. Первым результатом этих его размышлений стали накануне его избрания пасторские послания «Церковь и XIX в.» (1876 г.) и «Церковь и цивилизация» (1877 и 1878 гг.), имевшие большой общественный резонанс во многих странах Европы.

Во внешнеполитических контактах Лев XIII предпочитал путь переговоров и компромиссов протестам и анафемам. Благодаря его осторожной и умеренной политике был положен конец политике «Культуркампф» в Германии, где были отменены практически все антицерковные законы. Канцлер Германии О. фон Бисмарк проникся к Льву XIII столь большим уважением, что прибегнул к его помощи при зозникших разногласиях Германии : Испанией. При Льве XIII уменьшились противоречия Святого престола со Швейцарией и большинством государств Латинской Америки, улучшились отношения с Испанией и Великобританией, были восстановлены дипломатические отношения с Россией (1894 г.). Продолжали оставаться напряженными лишь отношения с Францией, где были очень сильны антиклерикальные настроения, усилившиеся в связи с «делом Дрейфуса», и Итальянским государством, в котором папа продолжал считать себя пленником, считая необходимым восстановление светской власти понтификов и возвращение им утраченной в 1870 г. территории.

Во внутрицерковных вопросах Лев XIII серией энциклик (за время своего понтификата он опубликовал 60 энциклик, больше, чем кто-либо из его предшественников или преемников) пытался упорядочить позицию Католической церкви в сферах философии и богословия и общественно-политической жизни. Наиболее важным итогом его понтификата стала разработка социальной доктрины церкви. В одной из самых знаменитых энциклик в истории папства — «Rerum novarum» (1891 г.), знаменующей собой качественно новую ступень в развитии церковного учения и являющейся и поныне основополагающим документом церкви по этому вопросу, Лев XIII обратился к социальным проблемам и признал существование социальной проблемы, а также необходимость защиты церковью интересов трудящихся классов и их право на создание профессиональных союзов. Указав на то, что капиталистический строй воплощает собой социальную несправедливость, Лев XIII подчеркнул необходимость немедленных и глубоких преобразований. Вместе с тем он отверг социалистический путь решения социального вопроса и противопоставил ему «модель здоровой социальной политики, субъектами которой должны стать церковь, государство и профессиональные объединения рабочих». Политика Льва XIII способствовала зарождению католических профсоюзных организаций, а также политического католического движения.

Весьма важным аспектом его деятельности стала т. н. Восточная политика, направленная на восстановление единства с восточными церквями. Принципиально новым элементом в ней стала попытка отхода от политики латинизации восточных церквей и укрепления религиозных и культурных традиций христианского Востока в целях создания прочной базы для воссоединения церквей. В 1884 г. он восстановил контакты с Константинопольским патриархатом, в 1895 г. учредил Кардинальскую комиссию по содействию воссоединения церквей, создал ряд коллегий для церквей Восточных обрядов, поддержал Международный евхаристический конгресс в Иерусалиме (1894 г.).

Львом XIII было опубликовано более 100 документов по этому вопросу, в т. ч. декрет «О восточных церковных обрядах» (1881 г.), энциклики «Grande minus» (1880 г.), «Praeclara gratulationis» (1894 г.) и др.

Лев XIII способствовал развитию наук, особенно теологии (ему принадлежит заслуга возрождения философии Фомы Аквинского), библеистики и библейской археологии, но также естественных наук, открыл для исследователей Тайный Ватиканский архив. За годы его понтификата авторитет папства в международной политике неизмеримо вырос.