Изобретение фотографии в 19 веке
Одно из выдающихся научно-технических открытий 19 века — фотография, т. е. получение устойчивых изображений на светочувствительных материалах под действием световых лучей,— явилось результатом деятельности многих европейских ученых и изобретателей. Решающих успехов на последней стадии опытов достигли французские исследователи Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. М. Дагер. По имени последнего сам способ получил название дагерротипии. Но только в 1840-е гг., когда в результате усовершенствований фотографического метода удалось получать с негативов любое количество позитивных отпечатков на светочувствительной бумаге (а не один, как при способе Дагера), начался период широкого применения фотографии.
Автомобильный транспорт 19 века
В конце 19 века возник новый вид транспорта — автомобильный. В 1885-1886 гг. немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер сконструировали первые образцы автомобилей, а с 1890-х гг. в ряде стран началось промышленное производство автомобилей, что повлекло за собой усиленное строительство шоссейных дорог. Успеху автомобилей содействовало введение в 1895 г. ирландским изобретателем Дж. Данлопом пневматических резиновых шин.
Паровое судоходство
Первым пароходом, получившим практическое применение, было речное судно «Клермонт», построенное в 1807 г. американским изобретателем Робертом Фултоном. Конструкция паровых судов в течение долгого времени повторяла установившиеся формы парусных судов, причем пароходы сохраняли дополнительную парусную оснастку. Большую роль сыграло введение гребного винта, устройство которого было предложено чешским инженером Иосифом Ресселем и немного позднее шведским инженером Дж. Эриксоном. С 1840-х гг. железо начало служить материалом для обшивки пароходов, а затем для постройки судовых корпусов.
С кон. 1860-х гг. на морских судах стали применять поршневые паровые машины, а с 1894-1895 гг. были предприняты первые опыты по замене поршневых двигателей паровыми турбинами, что значительно увеличило мощность и скорость морских и океанских паровых судов. Для развития мировой торговли большое значение имело строительство каналов. В 1869 г. открылся Суэцкий канал, который сразу приобрел огромное международное значение, сократив путь из Англии или Нидерландов в Индию почти на 13 тыс. км.
Первый телеграф
В 1-й четверти 19 века на всем европейском континенте получил распространение оптический телеграф.
В 1832 г. русский конструктор и инженер П. JI. Шиллинг продемонстрировал созданный им электромагнитный телеграф, передающий знаки посредством условного положения стрелок в аппарате станции. Над усовершенствованием электромагнитного телеграфа работали С. Ф. Б. Морзе в США, К. А. Штейн-гейль в Германии, Б. С. Якоби в России. Наибольшее распространение получил аппарат Морзе.
Достижением следующих десятилетий явилось изобретение в 1850 г. Б. С. Якоби буквопечатающего телеграфного аппарата. Однако широкое распространение получил сконструированный в 1855 г. буквопечатающий аппарат американского конструктора Д. Э. Юза. В 1876 г. французский механик Э. Бодо запатентовал первый практически пригодный пятикратный телеграфный аппарат, позволяющий одновременно посылать пять сообщений.С 1840-х гг. начинается прокладка телеграфных подводных кабелей между наиболее развитыми странами, а также между метрополиями и колониями.
Не менее широкое распространение получила и другая отрасль электротехники — конструирование и практическое применение телефонной аппаратуры. В 1860-1870-е гг. начались опыты по созданию телефона. В 1876 г. американский изобретатель А. Белл получил патент на первый практически пригодный телефон. Через два года Т. Эдисон и Д. Юз независимо друг от друга предложили конструкцию микрофона, отсутствовавшего в аппарате Белла. Первая телефонная станция была построена в 1877 г. в США, в 1879 г.— в Париже, в 1881 г.— в Берлине, Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Варшаве. В 1889 г. американский изобретатель А. Б. Строуджер получил патент на автоматическую телефонную станцию.
В 1895 г. русский ученый и изобретатель А. С. Попов продемонстрировал первый радиоприемник, позволяющий принимать и передавать сигналы на расстояние без проводов. Вначале новая отрасль техники связи на всех языках называлась «сигнализацией без проводов» или «телеграфирование без проводов». Термин «радио» появился после I Международной конференции по беспроволочному телеграфированию в 1903 г., где он был рекомендован к употреблению