Православие — одно из направлений христианства наряду с католицизмом и протестантизмом. Термин «Православие» (калька с греч. orthodoxia — правильное мнение, суждение) появился в первые века христианства для обозначения тех христиан, которые хранят веру и учение в неизменном виде и в полном согласии со Священным Писанием, Преданиями Церкви, учением Вселенских соборов и Отцами Церкви в противоположность еретикам.

После разделения Церкви на Восточную и Западную в 1054 г. определение православная церковь стало относится только к тем церквам, которые поддержали вероучение, изложенное Константинопольским (Вселенским) патриархом в противоположность вероучению, изложенному епископом (папой) Римским. Западные церкви получили название католической церкви.



Судьба православных восточных церквей складывалась нелегко. Уже в 7 веке территории Иерусалимской, Александрийской и Антиохийской церквей — древнейших апостольских церквей — были завоеваны арабами-мусульманами, вследствие чего многие святыни христианского мира подверглись уничтожению и разорению. В мае 1453 г. турками-мусульманами был взят Константинополь — столица Византийской империи и оплот православия. На три дня город был отдан на разграбление войску. Многие церкви были ограблены, а главный собор — Святая София и много других именитых храмов Константинополя были превращены в мечети. В последующие века турками был завоеван весь Балканский полуостров, и под властью мусульман оказалось все православное население современных Греции, Болгарии, Югославии, Румынии и Албании. Вне мусульманского господства осталась только Русская Православная церковь.

Иерусалим.

Фото 19 века.

Храм гроба Господня

в Иерусалиме.

 

К нач. 19 века православие по-прежнему было распространено лишь в тех странах, которые некогда или входили в состав Византийской империи или находились под ее влиянием. В отличие от католической церкви, имеющей единый центр — епископа (папу) Римского, православная церковь состоит из ряда поместных автокефальных (самостоятельных) церквей, каждая из которых совершенно независима от других и имеет своего предстоятеля. К нач. 19 в. таких церквей было 6: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская и Кипрская. Все эти церкви, за исключением Русской, после взятия Константинополя турками в 1453 г., оказались под властью турок-мусульман и, таким образом, у них оказалась общая судьба.

 

Русская Православная церковь

В течение 19 века в Русской Православной церкви при сохранении основных принципов ее внутреннего устройства — в церкви по-прежнему сохранялось синодальное управление, и положении в государстве и взаимоотношениях с ним, произошли большие изменения. Эти изменения затронули различные стороны жизни церкви. В результате присоединения новых территорий и активной работы нескольких десятков внутренних миссий, значительно возросло число православных — к 1900 г. оценочно было 80 млн. человек — и, как следствие этих процессов, число епархий. К нач. 20 века в Русской церкви было 65 епархий со своими правящими архиереями и 40 викарных епископов, около 48 000 храмов из них 37 000 — приходских, ок. 800 монастырей с 53 000 монашествующими.

В течение 19 века к Русской церкви ненасильственными методами были присоединены две большие группы униатов в 1839 и 1875 гг., была создана законченная и цельная система духовного и богословского образования. Создавалась она на протяжении всего века, несколько раз менялись уставы учебных заведений, их организационная структура и статус, но к нач. 20 века это была достаточно стройная система. Низшим звеном были Духовные училища, их было 185 с 32 000 учащихся; среднее звено — духовные семинарии — 58 с 20 000 учащихся. На вершине этой пирамиды находились Духовные академии, их было 4 — Московская, Санкт-Петербургская, Киевская и Казанская при числе учащихся ок. 1000 человек. В ведении Церкви находились и церковно-приходские школы. На рубеже веков их было около 30 000 с 917 000 учащихся.

За 19 век в России образовалась своя богословская школа, а русские литургисты занимали выдающееся место в мировой церковно-исторической науке. Труды русских литургистов 19 века — И. Д. Мансветова, Н. Ф. Красносельцева, А. А. Дмитриевского, И. А. Карабинова и многих других широко известны, и ими пользуются до сих пор исследователи во многих странах. Много работ этих авторов за последние десятилетия были переизданы у нас и за рубежом. Так же широко известны и были недавно переизданы за границей и в нашей стране труды историков церкви — В. В. Болотова «Лекции по истории древней Церкви» и многие другие, работы Митрополита Макария (Булгакова) и Е. Е. Голубинского по истории Русской церкви. За этот же период произошло становление церковной прессы разного уровня — от серьезных академических изданий типа «Богословского вестника» (Московская академия) и «Православного собеседника» (Казанская академия) до популярных и полубеллетристических «Душеполезного чтения», «Русского паломника» и многих десятков других. Почти в каждой епархии издавались «епархиальные ведомости».

Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии

в Храме Богоматери в Смоленске

Преподобный

Серафим Саровский

Духовное окормление армии осуществляли военные священники во главе с протопресвитером военного и морского духовенства. В их ведении находились сотни стационарных и походных храмов. Социальное служение церкви осуществлялось через многочисленные (несколько сотен) церковные больницы и богадельни, в основном, при монастырях, через многочисленные братства и общества трезвости, благотворительные фонды и другие околоцерковные организации.


Девятнадцатый век знаменателен в истории православия тем, что в этот период православие впервые вышло за пределы границ Византийского мира, в основном, благодаря деятельности Русской церкви. Уже с кон. 18 века в Европе стали появляться русские православные храмы. Строились они в местах более или менее постоянного пребывания русских или при посольствах. К кон. 19 века их в Европе в разных странах было уже несколько десятков, был и греческий храм в Вене. Успешно продолжала действовать Русская Духовная миссия в Пекине. С 1870 г. начала свою работу Русская Духовная миссия в Японии во главе с архимандритом (с 1880 г. — епископом) Николаем Касаткиным. К 1900 г. там было уже 25 000 православных японцев, несколько храмов и своя семинария.

С самого конца 18 века началось продвижение православия в Северную Америку. Благодаря подвигам русских миссионеров православие стало быстро распространяться на западном побережье. Во второй половине века была образована особая епархия, а в самом начале 20 века в Нью-Йорке был построен и освящен Свято-Николаевский собор, который стал кафедральным храмом епархии.

Результатом деятельности действовавшей на Ближнем Востоке Урмийской миссии стал переход в православие проживающих в Персии айсор-несториан (1898 г.) в количестве нескольких десятков тысяч человек. Центрами духовной жизни оставались такие монастыри как Киево-Печерская (Киев) и Троице-Сергиева (Подмосковье) Лавры. Но в 19 в. появились и новые, такие, например, как Оптина Пустынь около Калуги со своими всемирно известными старцами или Сергиева Пустынь под Петербургом. Девятнадцатый век дал многих подвижников веры и благочестия, таких, например, как Серафим Саровский, которые впоследствии были причислены к лику святых. В 19 в. было много выдающихся людей и среди церковных иерархов. Среди них особое место занимает митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), который занимал московскую кафедру с 1821 по 1867 гг.

19 век в целом стал эпохой укрепления православия, расширения географических пределов распространения этой ветви христианства, укрепления его внутреннего единства и внутренней силы.