Анархизм (от греч. «anarchia» — безвластие) — социальное учение, выступающее за общество без государственности, которая может быть заменена общественным самоуправлением.

Впервые целостная концепция анархизма была изложена в середине 19 века французским мыслителем П. Прудоном, который выдвинул требование борьбы за «анархию» (общество без государственной власти). Производство должно было быть передано в руки трудящихся. Общины работников должны были сами решать свои дела, а для решения общих вопросов создавать союзы, которые в свою очередь объединяются в федерации. Решения, таким образом, вырабатываются снизу и в масштабе страны только согласовываются. Существовало также течение анархо-индивидуализма. Его основатель М. Штирнер выступал за абсолютную свободу личности.



Анархизм стал реакцией на государственный произвол и капиталистическую эксплуатацию. Учение Прудона, а затем М. Бакунина получило широкое распространение среди рабочих крестьян Франции, Испании, Италии и др. стран. Прудонистом был первый президент Испании Ф. Пи-и-Маргаль, прудонисты и более радикальные анархисты установили свой контроль над несколькими городами Испании.

В Парижской Коммуне прудонисты создали сильную фракцию, которая добилась передачи части предприятий работникам и провозглашения Франции федерацией самоуправляющихся коммун. Одним из лидеров I Интернационала стал М. Бакунин, который выступал за передачу производства в руки коллективов трудящихся, а не всего общества, против государственного социализма Маркса.

Поражение Коммуны, Революции в Испании и распад Интернационала привели к спаду анархистского движения. В 1881 г. антиавторитарный Интернационал, сохранившийся после раскола I Интернационала, также фактически распался. Тем не менее, анархисты нередко собирались на международные конгрессы, где обсуждали важнейшие вопросы теории и тактики.

В 1880-е гг. в анархизме возобладало анархо-коммунистическое учение П. Кропоткина, который считал, что социальная революция приведет одновременно к анархии (общество без государства) и коммунизму (общество без капитала и собственности, где «все должно принадлежать всем»).

Анархисты видели различные пути борьбы за этот идеал: пропаганда, организация восстаний и даже террористических актов, создание коммун, профессиональных организаций (синдикатов). Одни анархисты считали, что необходимо революционное насильственное свержение господства государств и капитала (М. Бакунин, П. Кропоткин, Э. Малатеста), а другие (П. Прудон, Л. Толстой) настаивали, что насилие несовместимо с борьбой за общество без насилия — анархию.