Мировая история 19 века

Государства, события, знаменитые личности 19 столетия

Марксизм


К середине 19 века наряду с анархизмом сформировалось известное революционное социалистическое учение — марксизм. Его идеологи, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс, творчески переработали достижения немецкой философии, английской политэкономии и французского социализма, заимствовав идеи диалектического развития, первичности природы, трудовой стоимости. Марксизм являлся не только критическим обобщением научной мысли, но и практикой международного рабочего движения. Маркс и Энгельс боролись за создание пролетарской партии, первым шагом на пути к которой стало образование Союза коммунистов.

В программе организации — «Манифесте Коммунистической партии» были выдвинуты идеи о классовой борьбе как важнейшей закономерности общественного бытия, а также о несоответствии буржуазных производственных отношений уровню развития производительных сил; последнее должно привести к замене капитализма новым обществом, в котором свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. Авторы подчеркнули, что в основе любого общества лежит способ производства — совокупность производительных сил и производственных отношений; их несоответствие вызывает различные формы социального протеста и ведет к революционному преобразованию общественных отношений. Идеи, высказанные в «Манифесте», легли в основу программ многих рабочих партий и организаций. Но уже с последних десятилетий 19 века стало очевидно, что многие положения документа, выводы немецких мыслителей (близости социализма, дряхлости капитализма) были преждевременны; они не нашли подтверждения в процессе последующего исторического развития.

В дальнейшем Маркс и Энгельс развили учения о роли революций в развитии общества, диктатуре пролетариата, его союзе с крестьянством, о государстве, переходном периоде к социализму, фазах коммунизма. После ликвидации классового господства буржуазии мыслители обозначили 3 этапа движения к прогрессивному строю. На первом — переходном — государство оставалось орудием диктатуры пролетариата, класса, который подавлял сопротивление свергнутых буржуазных классов, ликвидировал частную собственность. На втором этапе, который называли социализмом, или низшей фазой коммунизма, средства производства переходили во владения всего общества, эксплуататорские классы исчезали, политическое насилие устранялось, но государство продолжало существовать. Третий - собственно коммунизм — связывался с полным отмиранием государства, исчезновением классов и утверждением принципа «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»; труд был долгом каждого трудоспособного человека. Более детальная картина будущего коммунистического общества марксистами не была разработана.

Значительным достижением марксизма стала публикация «Капитала» (1867 г.), в котором дан подробный анализ буржуазной формации, исследованы отношения между трудом и капиталом (теория прибавочной стоимости), доказано, что основным противоречием капитализма является несоответствие общественного характера производства частнокапиталистической форме присвоения его результатов.

Во 2-й половине 19 века параллельно с марксизмом развивается социал-демократия, представляющая из себя совокупность идейных течений и политических движений реформистской ориентации. Первоначально социал-демократы разделяли важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма, коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, некоторые наиболее радикальные течения поддерживали даже революционный путь перехода к социализму. Но программы социал-демократических партий отличались лишь революционной фразеологией, которая совмещалась с прагматической политической практикой.

История социал-демократии в конце 19-нач. 20 веков показывает нам пример освобождения от марксизма, перехода к реформистской политике. Наиболее наглядно эта эволюция заметна у немецких социал-демократов, лидера реформистского крыла Э. Бернштейна. Он отказался от наиболее разрушительных установок марксизма (диктатура пролетариата, непримиримая классовая борьба, социальная революция как единственно возможный путь разрушения старого порядка) и защищал теорию демократического социализма. Демократия, по мнению Бернштейна, была средством осуществления социализма и формой движения к нему. В этом заключался смысл его знаменитой формулы: «Движение — все, конечная цель — ничто». Позднее идеи Бернштейна были восприняты крупным теоретиком германской социал-демократии К. Каутским. В разработку принципов демократического социализма, или социал-реформизма, внесли вклад также представители Англии (Б. Шоу, Б. Уэбб, С. Уэбб, Р. Макдональд), Франции (П. Брус, Б. Малой, А. Мильеран), Австро-Венгрии (О. Бауэр, М. Адлер, К. Реннер), других развитых европейских стран. Революционные марксистские тенденции на рубеже 19-20 веков были характерны для менее развитых стран, например России (большевизм), Болгарии (тесняки) и др.