Мировая история 19 века

Государства, события, знаменитые личности 19 столетия

Католицизм

 

Католицизм — западная ветвь христианства, возглавляемая папой Римским.

К началу 19 века католицизм продолжал оставаться господствующей религией во многих государствах Европы и в большинстве стран Латинской Америки. Вместе с тем 19 век стал переломным в истории католицизма. Его позиции были сильно поколеблены Французской революцией и наполеоновскими завоеваниями в Европе и Северной Африке, которые не только перекроили карту мира, но и произвели юридические и экономические преобразования в большинстве государств Европы.

Во Франции следствием Французской революции стали секуляризация, конфискация большинства церковных владений, роспуск религиозных орденов и гражданское устройство духовенства. Несмотря на то что в 1801 г. Наполеон заключил конкордат со Святым престолом, опубликованные годом позже «Органические статьи», представленные как дополнение к конкордату, но не согласованные с Папой, фактически ставили католическое духовенство под сильный контроль государства. Часть духовенства и верующих, отказавшиеся признать конкордат, образовали т. н. малую церковь.

Последствия Французской революции и наполеоновских завоеваний сказались и во многих других странах Европы. Наиболее тяжелый урон церковь понесла в Германии, где после присоединения в 1803 г. к Франции прирейнских территорий были (в качестве компенсации) ликвидированы духовные княжества (всего 118 с населением более 3 млн человек), а имущество монастырей и соборов было передано в руки светской власти, что привело к сильному экономическому ослаблению церкви. Такого рода секуляризация перемешала католическое население с протестантским, поскольку католики часто становились подданными протестантских князей, зачастую составляя меньшинство населения. Была умалена и политическая роль духовенства, что повлекло за собой изменения в социальном составе южного и западного германского духовенства. Уменьшилось духовное влияние церкви: были закрыты 18 католических университетов, монастыри, гимназии и школы, а из рук духовенства были изъяты цензура, книгопечатание и книжная торговля. Все это привело к увеличению значения протестантизма в жизни Германии.

Апогеем завоевательной политики Наполеона стало для Католической церкви уничтожение Папского государства (а также пленение папы Пия VII) и присоединение его к Франции (1809 г.). Секуляризация церковного имущества, уничтожение монашеских орденов, сокращение духовенства — эти меры были осуществлены практически на всей территории Италии.

 

Католическая церковь

 

В 1-й четв. 19 века ухудшилось положение церкви и во многих странах Латинской Америки. Национально-освободительные движения и провозглашение независимости осложнили отношения местных епископатов со Святым престолом. Несмотря на то что многие представители духовенства этих стран приняли участие в национальных движениях, некоторые страны прервали отношения со Святым престолом, результатом чего стала в том числе нехватка католических священников.

В годы Реставрации Католическая церковь частично вернула утерянные позиции. В 1813 г. был восстановлен орден иезуитов. Во Франции среднее образование было передано в руки духовенства. Католицизм усилил свои позиции в Швейцарии. Благодаря присоединению Женевы к Франции здесь было восстановлено католическое богослужение и появилось значительное католическое население, права которого были расширены по решению Венского конгресса. Папское государство было восстановлено, хотя и без Авиньона и Венессена, переданных Франции. В самом Папском государстве были отменены почти все реформы, проведенные французами. Однако полностью вернуть секуляризованные земли было невозможно ни в самом Папском государстве, ни в других государствах Италии (как, например, Неаполитанское королевство), ни тем более в Германии, где они были сохранены за светскими князьями. В Австрии и в районах, управляемых (Ломбардия, Венеция) или оккупированных ею (Парма, Тоскана), продолжало действовать австрийское законодательство, регламентировавшее деятельность церкви в духе просвещенного абсолютизма (т. н. иосифизм). Монастыри также были восстановлены лишь частично.

 

Папа оглашает догмат

о папской непогрешимости

Костел Св. Александра

в Варшаве, Польша

 

Стремясь к укреплению позиций церкви в Европе, Пий VII добился заключения конкордатов с правительствами как католических, так и некатолических государств (Бавария, Тоскана, Сардиния, Неаполь, Нидерланды, Пруссия и др.). Заключение конкордатов являлось одной из важных составляющих политики Святого престола в 19 в., считающимся веком конкордатов.

Во 2-й четв. 19 века церкви удалось удержать или улучшить позиции во многих странах. Так, в Англии после уничтожения независимости Ирландии и ее присоединения к Англии (1800 г.) укрепился католицизм. В 1823 г. была создана Католическая лига, которая вела борьбу за католическую Ирландию. В 1829 г. был принят закон об отмене исключительных законов против католиков. Десятинный билль 1838 г. освобождал католиков от уплаты десятины в пользу протестантского духовенства. Католичество приняли многие ученые (профессор Д. Г. Ньюман, кардинал Г. Э. Маннинг и др.). В 1850 г. в Англии была воссоздана католическая иерархия и в парламент был внесен билль о возобновлении дипломатических отношений со Святым престолом. В Бельгии требование о «независимой» церкви переплеталось с борьбой за выход католической Бельгии из смешанного в религиозном отношении Нидерландского королевства, где католики находились в подчиненном положении. После отделения Бельгии конституция 1831 г. провозгласила свободу культа и образования и предоставила церкви ряд привилегий. В Голландии религиозную свободу для католиков предоставила конституция 1848 г. В 1853 г. здесь была восстановлена церковная иерархия. В Австрии законодательство, ограничивавшее права церкви, было отменено в ходе революции 1848 г. В 1850 г. император Франц Иосиф признал права епископов на сосредоточение в их руках дисциплины и на регулирование богослужения. В 1855 г. им был заключен конкордат со Святым престолом.

Но во многих других странах церковь продолжала переживать большие трудности. В Испании после революции 1820 г. были закрыты монастыри и секуляризовано церковное имущество. Многие духовные лица подверглись заключению, ссылке и смертной казни. Хотя в 1823 г. все акты против церкви были отменены, борьба за трон 1834-1839 гг. негативно сказалась на положении церкви: в 1837 г. были закрыты все мужские монастыри, был изгнан папский нунций. К 1846 г. число епископов в стране уменьшилось до 6 человек. Гонения на церковь имели место в Португалии в 1833-1840 гг. Серьезный урон был нанесен Католической церкви в Швейцарии. Противостояние католических и либеральных кантонов переросло здесь в военные действия, которые закончились в 1847 г. поражением Союза семи католических кантонов. Хотя конституция 1848 г. ввела в стране равенство вероисповеданий, она же изгнала из страны иезуитов. В США создание католической иерархии не помешало возникновению в 1840-х гг. сильного антикатолического движения. Весьма трудным было положение Католической церкви в России. После польского восстания 1831 г. духовенство и верующие подверглись преследованиям и высылке. Послание папы Григория XVI от 9 июня 1832 г., в котором он призвал католиков к уважению законной власти, не улучшило положение вещей, но вызвало отрицательный резонанс в общественном мнении Европы.

Политические неудачи не препятствовали духовному развитию католицизма. В Германии и Франции католическая мысль развивалась главным образом в кружках (Мюнстерский, Майнцский и др.), к которым принадлежали такие католические деятели, как И. М. Зайлер, Ф. Шато-бриан, Ж. де Местр, У. Ф. Ламенне. Многим из них (например, Ламенне, де Местру) была свойственна преувеличенная апологетика папской власти, а потому их концепции обрели многочисленных противников. Но их работы часто грешили различными ошибками и с точки зрения богословия. Некоторые из них (как работы Ламенне) были осуждены церковью.

С именем Ламенне связано формирование первой группы либеральных католиков (сотрудники французского журнала «Л’Авенир», основанного в 1830 г.). Представители либерального католицизма рассматривали свободу как необходимое условие христианства. К либеральному католицизму относился известный французский деятель епископ Ф. Дюпанлу.

Монахи-капуцины Монахи-францисканцы Монах-пустынник

 

 

В сер. 19 в. утрата церковью позиций в обществе была связана с зарождением и укреплением социализма и коммунизма, в основе своей атеистических. Несмотря на сильное ухудшение условий жизни и труда рабочих, решение социальной проблемы официальной церковью в это время не ставилось, хотя уже в 1830-1850-е гг. епископы повсюду были озабочены социальной ситуацией и падением нравственности. Но недостаток церквей, связанный с быстрым ростом городов, неадекватное реагирование церкви на научный прогресс и ряд других причин привели к тому, что произошло отдаление рабочего класса от христианства. Среди историков распространено мнение, что в сер. 19 в. церковь «потеряла» рабочий класс. Социальную проблему церковь пыталась решить методом благотворительности. Особую известность в этой области получила деятельность французского профессора Ф. Озанама, учредившего мощную благотворительную организацию «Конференция св. Винсента де Поля».

Однако уже в то время ряд церковных деятелей были озабочены положением рабочего класса. Создание предпосылок социальной доктрины церкви связано с именем немецкого епископа В. Э. Кеттелера, призвавшего католиков «откликнуться» на социальный вопрос. К этому периоду относится зарождение христианского социализма. Создаются и первые католические рабочие организации (например, Союз подмастерьев A. Кольпинга), а также студенческие союзы. Социальная поддержка входит и в задачи первых организаций мирян — в 1835 г. в Италии B. Палотти основал «Общество католического апостольского служения».