Мировая история 19 века

Государства, события, знаменитые личности 19 столетия

Болгария

 

Болгария (България) — государство в восточной части Балканского полуострова.

В древние времена эти земли заселяли фракийцы. К 1 веку занимаемая ими территория была завоевана Римом, а в 395 г. вошла в состав Византийской империи. В сер. 6 - нач. 7 веков здесь оседают славянские племена. Во 2-й пол. 7 века на северо-востоке Балканского полуострова появляются протоболгары (тюркские племена из Приазовья и Северного Кавказа). В 681 г. между Балканским хребтом и нижним течением Дуная образовалось славяно-протоболгарское государство — Первое Болгарское царство. В 7-10 вв. складывается болгарская народность. Значительную роль в этом сыграли принятие христианства в 865 г. и введение славянской письменности в 886 г. В 1018-1186 гг. Болгария находилась под властью Византии, ас 1187 г. по 1396 г. существовало Второе Болгарское царство.

 

В 1393 г. турецкие войска вошли в Тырново, столицу Болгарии. Царь Иван Шишман был схвачен в Филиппополе (совр. Пловдив) и там в 1395 г. казнен. В 1394 г. турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии, а в 1396 г.— Видинское царство. Так завершилась 210-лет-няя история Второго Болгарского царства, Болгария была завоевана Османской империей.

В 15-18 вв. болгарское население, в большинстве своем крестьяне, жили в условиях нового, более тяжелого по сравнению с предшествовавшими временами феодального гнета: земля считалась собственностью верховного владетеля — султана. Болгарская патриархия была ликвидирована, а болгарские христиане находились под церковным попечительством Константинопольской патриархии, которая посылала на епископские места в районах с болгарским населением преимущественно греков. Службы проводились по канонам греческой церкви. И только в монастырях на Афоне вели богослужения на болгарском языке. Константинопольская патриархия распоряжалась не только местными церквями, но и школами, в которых преподавание велось на греческом языке.

 

 

Зарождение буржуазии в Болгарии

 

В 18 в. на болгарских землях началось ускоренное развитие простого товарного производства и зарождение, хотя и в ограниченных масштабах, капиталистического способа производства — рассеянных и централизованных мануфактур и применение наемного труда в чифликах (крупных товарных хозяйствах). Расширялась внутренняя торговля и торговые связи с внешним миром. Многие болгары занялись торговлей, осваивали ремесла. Увеличилась численность болгарского населения в городах, где появилась значительная прослойка мелких и крупных болгарских собственников торговых предприятий, занимавшихся экспортом и импортом, откупщиков и сборщиков государственных налогов. Так начал складываться новый общественный класс — болгарская буржуазия. В основном этот класс состоял из мелких ремесленников и купцов.

 

Эпоха национального возрождения

 

Болгарское население, патриотически настроенное и стремившееся освободиться от греческого влияния, требовало введения родного языка в богослужении, школе и общественной жизни. Ярким выразителем этих стремлений был монах Хилендарского монастыря на Афоне Паисий Хилендарский (1722-1773 гг.). Познакомившись с греческим и сербским национальным движением (по ряду причин они опередили болгарское), в 1762 г. он написал небольшую по объему книгу «История славяно-болгарская», первое произведение болгарской литературы, заложившее фундамент культурного и духовного возрождения страны. В своей знаменитой книге Паисий с чувством национальной гордости писал о славном прошлом болгар, которые некогда имели свое независимое государство, повествовал о нынешнем тяжелом положении народа, лишенного политической свободы и церковной независимости, подвергавшегося духовному натиску греческой культуры.


Появление книги Паисия было обусловлено подъемом, охватившим все районы центральной и северо-восточной части полуострова, где преобладало болгарское население. Этот процесс ознаменовал переход к новой эпохе в истории Болгарии — эпохе болгарского национального возрождения, охватившей период со 2-й пол. 18 в. до 1878 г. Десятки последователей Паисия переписывали, дополняли и распространяли «Историю». До настоящего времени дошли 60 списков и переработок «Истории», что говорит о ее огромной популярности и влиянии. В самостоятельных произведениях последователей Паисия (историй, собраний поучений и притч), написанных на новоболгарском языке, также рассказывалось о тяжелом положении болгар под властью турок и возможности их духовного возрождения через просвещение и культуру.

Наиболее интенсивным процесс Возрождения на болгарских землях был в 1-й пол. и 3-й четв. 19 века, когда численно возросшая и экономически окрепшая болгарская буржуазия благодаря оживленному торговому обмену с Европой быстро воспринимала западное политическое и культурное влияние, сознавая значение просвещения и науки. В нач. 19 века начался процесс формирования единого разговорного и литературного новоболгарского языка. Этот язык преобладал во всех областях, где население было болгарским. Уже на начальном этапе просветительской деятельности стала издаваться учебная литература: в 1824 г. вышел первый букварь (автор — П. Берон) на болгарском языке для начальной школы, затем появились учебники грамматики, арифметики, истории географии, физики. Велась подготовка издания педагогической энциклопедии. Создавались светские школы (в т. ч. и для девочек). Турецкие власти были вынуждены в 1835 г. разрешить открытие школ с обучением на болгарском языке; число начальных школ к 1845 г. достигло 21 (2 в городах и 19 в селах), а к моменту освобождения Болгарии их насчитывалось уже 1500. В это же время активизируется выпуск книг и периодических изданий на болгарском языке. С 1856 г. повсеместно организуются т. н. читалища, сочетавшие в себе функции школ, библиотек, клубов и театров.

К кон. 1860-х гг. Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарских землях, и в 1870 г. Порта признала самостоятельность болгарской церкви во главе с экзархом (главой церковного округа), избирать которого должны были высшие болгарские церковные деятели, а утверждать — патриарх и султан. Вскоре Болгарский экзархат, объявленный греческим патриархом в 1872 г. раскольническим, распространил свое влияние не только на территорию собственно Болгарии, но и на большую часть Македонии.